среда, 26 февраля 2014 г.

Златоустовская гравюра на стали


История


Гон
В 1815 году в Златоусте по приказу императора Александра I был построен первый в России завод по производству холодного оружия. Помимо боевых клинков для русской армии и флота, завод также выпускал наградное оружие. Именно для украшения этого оружия и служила первоначально златоустовская гравюра на стали.
Первыми украшением клинков в городе стали заниматься немецкие мастера- оружейники, приглашенные в Златоуст царским правительством с целью организовать в городе оружейное производство и обучить оружейному делу русских мастеров. Однако вскоре ученики стали превосходить учителей в искусстве украшения клинков. Более того, местным мастерам удалось усовершенствовать сухой и резкий стиль немецкой гравюры, «обогатив элементы украшения и композицию», что, в дальнейшем, позволило им создать неповторимый стиль златоустовской гравюры, прославившей город мастеров на весь мир.
Март в рамеОсновные составляющие стиля златоустовской гравюры сложились в период творчества мастера Ивана Бушуева. Именно Бушуев ввел в композицию сюжеты греческой мифологии, а также мотивы и сцены русской истории, он первым стал покрывать узорами всю поверхность клинка.
Во второй половине 19 века златоустовская гравюра стала разнообразнее, появляются пейзажные элементы, реалистичные сюжеты. Помимо оружия, мастера начали украшать гравюрными элементами и композициями бытовые изделия- портсигары и подносы, столовые приборы и письменные принадлежности.
В первой половине 20 века в связи с серийным производством украшенных вещей и упрощением процесса гравировки, златоустовская гравюра оказалась в состоянии упадка, однако с 1950-х начинается постепенное возрождение гравюрного искусства в его традиционном виде.
На сегодняшний день златоустовская гравюра на стали переживает второе рождение. Мастера возвращаются к традиционным сюжетам, композиционным и художественным решениям, совершенствуют технологию производства. Златоустовская гравюра постепенно возвращает себе позиции российского и мирового бренда.

Международная известность

Известный английский геолог и путешественник Мурчисон, посетивший в 1848 году Златоуст, так отзывался о изделиях златоустовских мастеров: "Эти изделия и стальной поднос, богато изукрашенный золотой насечкой,... возбудили в Англии всеобщее удивление". С этого момента златоустовская гравюра начинает завоевывать Запад.
Во второй половине 19 века изделия, украшенные гравюрой, принимали участия в выставках по всему миру и везде удостаивались высоких наград. Изделия уральских мастеров экспонировались на выставках в Лондоне, Париже, Стокгольме, Глазго, Филадельфии, Чикаго, Копенгагене,Вене. В 1923 году златоустовские изделия были показаны на всемирной выставке в Лионе. Однако в конце 1920х экспорт украшенных изделий прекратили,а искусство гравюры пришло в упадок. В конце 150-х, по мере возвращения мастеров к традиционным элементам и технологиям, златоустовская гравюра снова появляется на международных выставках: изделия города мастеров показаны на выставках в Измире, Лейпциге, Праге. Сегодня златоустовскую гравюру изготавливают около 20 предприятий города. Златоустовская гравюра экспонируется на российских и международных выставках,возобновлен экспорт украшенных изделий. Древнее искусство уральских мастеров постепенно возвращает себе утраченные позиции на российском и мировом рынках.

Ссылки на источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий